бизнес-план

Наверное нет сейчас ни одного предпринимателя или бизнесмена который не знал бы что такое бизнес-план. Бизнес-план — это такая толстая красивая бумага, в которой написано, что всё будет хорошо и которую просят банки или инвесторы, чтобы приложить к заявке на финансирование. После чего он убирается в шкаф, и когда среди каких-то переговоров заходит речь о бизнес-планах, надо многозначительно покачать головой в сторону этого шкафа: «да, мы вот тоже как-то делали…».

Бывает и так.

Но бывает и по-другому. Например, инвестор попадётся дотошный, захочет разобраться, что за проект. И банк может оказаться не дружественным, то есть не тем, где у вас многомиллионные обороты и кредит он даст с радостью, надо только заявку правильно оформить. Да и просто при планировании бизнеса (очень похожее кстати словосочетание на само название «бизнес-план») эта бесполезная вроде бумага может помочь.

Итак, что же такое бизнес-план.

Не будем плодить лишних сущностей и дадим простое определение. Бизнес-план — это план бизнеса.
А что такое бизнес? Это предпринимаемая попытка продать потребителю товар или услугу с прибылью для предпринимателя. А бизнес-план — это описание всех действий предпринимателя, объектов и субъектов этих действий, рисков этих действий, на протяжении какого-то периода действий (то есть план).

Кому это нужно? Прежде всего самому предпринимателю. Начиная любую деятельность надо иметь в голове какой-то план. Даже если вы идёте в магазин, надо спланировать как вы до него доберетесь, что хотите купить, сколько для этого надо взять денег. Попадая в магазин вы попадаете в объятия планов владельцев магазина (то есть внешней среды). Полки с товаром расставлены особым образом, цены установлены по особым законам рынка и так далее, и так далее. Что же тут говорить о бизнесе, или начале большого инвестиционного проекта. Тут различных деталей и тонкостей намного больше.

Второй важный пользователь бизнес-планов — это потенциальные инвесторы. А по мнению некоторых предпринимателей и единственный. Сам то он как-нибудь справится благодаря таланту и упорному труду, а вот банкам нужны бумаги. Зачем же бизнес-план нужен банкам? Ответ простой — быть уверенным что деньги не пропадут. Ну или пропадут так, что будет совершенно не понятно куда и почему, ведь проект смотрелся на бумаге просто отлично.

Главная претензия, которую предъявляют к бизнес-планам, это собственно сложность планирования. Наш мир настолько быстро меняется, что все выкладки заложенные в трёх-, пятилетние модели быстро становятся неактуальными. Это всё так. Я сам много лет занимаюсь бизнес-планированием и не могу привести так уж много примеров, чтобы бизнес-план исполнялся с допуском хотя бы +/-20%. Вряд ли я вообще смогу назвать такие проекты.

Зачем же он нужен? Тут хотелось бы вспомнить цитату Ломоносова о математике: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Немногим людям в жизни пригодились полученные в школе знания о квадратных трёхчленах, интегралах и производных. Но навыки логического мышления, поиска сложных решений, как наделся Ломоносов и наши школьные учителя, должны были привиться.

Итак, цитата от меня: «Бизнес-планы уж затем писать нужно, что они ум в порядок приводят».

Я проанализировал и помог составить десятки бизнес-планов и в большинстве из них всплывали вопросы, которые при первичном планировании были или упущены, или просто недостаточно проработаны. А выявлялось это просто заполнением стандартной структуры документа. Так ведь намного лучше выявить все риски, все нюансы проекта до его начала, чем решать проблемы по мере их поступления. Да и сами риски становятся понятнее, когда все нюансы проекта обдуманы и положены на бумагу. А предупреждён — значит вооружён!

А что же инвесторы? Неужели они такие наивные, что готовы верить написанному? Не всегда. Инвесторы люди опытные в деле траты денег и лучше всех знают, как исполняются бизнес-планы. Почему же они их продолжают требовать? А вот по той же причине. Чтобы понять, привёл ли предприниматель свой ум в порядок, прежде чем начать проект. Понимает ли он свой продукт, кому он будет продукт продавать и нужен ли он рынку, потрудился ли вообще узнать и понять, что происходит на рынке, как он будет работать, и, самое главное, как будет тратить деньги и как надеется (надеется!) их вернуть. Поэтому главное в бизнес-плане для инвестора — это не красивая картинка, а уверенность в том, что он отдает свои деньги человеку, который понимает, что хочет сделать. А если это так, то и деньги рано или поздно вернутся.

А какая должна быть структура бизнес-плана, я расскажу в следующей статье.

Ну и напоследок, всё-таки приведу академическое определение бизнес-плана, вдруг вы искали именно его.

«Бизнес–план – подробный план действий компании, содержащий сведения о компании, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, а также, показатели, которых должна достичь компания в течении определенного периода времени.»

Удачи в бизнес-планировании! А если нужна помощь — обращайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *